«Весна красна» или Новый год по индуистскому календарю
Данила Кузнецов (Вокруг света выпуск №3 2009г)
Речь идет, собственно, о Новом году по индуистскому календарю.
Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его весной, когда пробуждается природа.
А конкретнее - Холи наступает в полнолуние весеннего месяца пхалгуна, который приходится на февраль – март.
Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и праздник Холи.
В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник проходит на северо-западе, а скромнее всего – на юге.
Конечно, готовиться к такому важному дню следует заранее, точнее, еще с полнолуния предыдущего месяца, магха (январь-февраль).
Начиная с него индийцы вдохновенно распевают специальные песни о Холи.
Костры на холи жгутся повсеместно – просто чтобы обозначить «смерть года».
В пхалгунское полнолуние перед каждым домом роется яма, куда складывают поленья или клещевины.
По старой традиции первым зажигал эту погребальную смесь возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносили по простым жилищам.
Теперь каждый справляется сам, но обычай поджаривать на священном пламени и с аппетитом поедать свежесобранные колосья пшеницы, конечно, остается.
Затем уже после сожжения чучела, начинается самая веселая часть Холи – так называемая рангпанчами, то есть рождение нового года.
Вот тут- то все и принимаются осыпать друг друга яркими цветными порошками (гулаль) и поливают водой со специальными красителями.
В деревнях для этой цели делают брызгалки из бамбуковых трубок.
В городах в ход идут игрушечные водяные пистолеты и мощные самодельные водометы, которые в семьях передаются из поколения в поколение.
«По уши» в краске оказывается буквально все - дома, машины, люди.
В воздухе висит и переливается на солнце яркая пыль.
Красители специально замешиваются так, чтобы легко смывались и чтобы никто ни на кого не обиделся.

В такой день быть в обиде на кого бы то ни было – грех.
Вечером все непременно моются водой, разогретой на «огне Холи».
А смыв краску, одеваются в самые нарядные одежды и отправляются друг к другу в гости – на праздничное угощение.
Следующий день после сожжения Холики называется Дхувалд, от корня пепел.
В этот день индийцы бросаются друг в друга уже не цветным порошком, а собственно пеплом и землей.
Основным общеиндийским центром празднования Холи считается Матхура.
Здесь праздник продолжается очень много дней и собирает паломников со всего субконтинента.
В некоторых традициях холи можно даже найти параллели с русскими обрядами, несмотря на то что этот праздник нам кажется далекой экзотикой.
Но ведь и древние славяне радостно встречали весну – обновление жизни.
И на Руси на праздник Масленицы, так же как в Индии, сжигали чучело- символ зимы, молодежь водила хороводы,
парни и девицы заигрывали друг с другом, на ярмарках скоморохи разукрашивали лица.
А русские куличи очень походили на ритуальный кекс, без которого не обходится Холи.
Недаром этнографы давно установили наше коренное братство с индийцами.

Где заказать Деда Мороза - веселого, необычного и запоминающегося? Конечно же у нас!
Театр-студия Кот - организация праздников на любой вкус!
телефон в Москве: +7 (495) 643-07-35

|